Мамы большого города > Английский для малышей: когда и как начинать

16.12.2019

Английский для малышей: когда и как начинать

Эльвира Сулайманкулова

Журналист, переводчик, преподаватель и дважды мама


 

Английский для малышей: когда и как начинатьСейчас становится всё более модным обучать детей иностранным языкам едва ли не с рождения. Но так ли это эффективно? С какого возраста лучше изучать английский язык и как это делать с наибольшей пользой – читайте в нашей статье.

 

Недавно ко мне обратилась молодая семейная пара с просьбой проводить индивидуальные занятия по английскому языку для их годовалой дочурки. Я отказалась – у меня совершенно не было свободного времени для новой ученицы. К тому же я считаю, что годовалому ребёнку рановато нанимать вузовского преподавателя для индивидуальных занятий иностранным языком.

 

Английский для малышей: когда и как начинать

 

С какого возраста начинать

 

Набирает обороты мода на раннее развитие, на обучение детей с пелёнок. Попытки вырастить из младенца полиглота встречаются всё чаще. Казалось бы, память у крохи феноменальная, он «заточен» на получение знаний, а значит, обучение в этом возрасте будет наиболее эффективным. Но не всё так просто.

 

За несколько лет преподавания я познакомилась со множеством самых разных детей. И вот что я заметила: дети, которые до определённого возраста язык не изучали, очень скоро догоняли тех, кого с ранних лет учили иностранному языку. Но при этом у обычных малышей словарный запас, образность речи, знание различных эпитетов, поговорок на родном языке были гораздо богаче, чем у тех, кому искусственно создавали двуязычную среду.

 

Интересное по теме: «Раннее развитие ребёнка: польза и вред».

 

На мой взгляд, начинать систематическое обучение малыша языку лучше тогда, когда он уже уверенно говорит на родном языке. Этому есть несколько причин. В раннем возрасте крохе нужно усвоить огромное количество информации, научиться множеству вещей. Лучше дать малышу возможность исследовать окружающий мир, впитывать всё богатство родного языка, чем учить его чужому. Не живя в другой языковой среде, ребёнок всё равно усвоит иностранную речь лишь на базовом уровне, но при этом может пострадать какая-то иная сфера. Часто отмечают, что двуязычные дети позже начинают разговаривать, их речь беднее, чем у сверстников. И это у тех, кто живёт в естественной двуязычной среде. Что уж говорить про малышей, которым такая среда была создана искусственно!

 

Да, если ребёнок начнёт заниматься с преподавателем в годовалом (или даже месячном) возрасте, к четырём годам он будет общаться и петь песенки на двух языках. Но, как я писала, при грамотном подходе уже через несколько месяцев занятий уровень владения языком у пятилетних детей не сильно различается. Так стоит ли результат вложенных денег и усилий?

 

Обучаем ребёнка английскому языку самостоятельно

 

Я считаю, чтобы начать изучать язык на ранних стадиях, малышу вовсе не нужен репетитор. Лучше всего дошкольники учатся в группе, играя с такими же малышами. Но знакомить кроху с иностранным языком можно и дома, в привычной обстановке, с помощью несложных игр.

 

Плюшевый друг

 

Однажды у нас в квартире появилась плюшевая обезьянка, Monkey, которая приехала из далёкой-далёкой Америки и по-русски разговаривать не умела. Обезьянка была весьма забавной, любила дурачиться, прыгать, играть в игрушки и рассматривать картинки, но говорила она только по-английски. Дочке обезьянка очень понравилась, она с нетерпением ждала, когда же Monkey снова проснётся и поиграет с ней.

 

Весёлое купание

 

Когда дочка уже знала названия всех частей тела на русском, мы стали устраивать «английское купание». Я покупала душистые бомбочки для ванны, красивые мочалки, яркие игрушки, чтобы купание превратилось в праздник. В один день мы называли на английском все игрушки, в другой – все действия (сядь, встань, нырни, плыви…). И каждый раз, намыливая кроху, я называла части тела на английском, так что скоро она уже запомнила все слова и стала подставлять под мочалку нужные части тела, а позже – называть их сама.

 

Английское чаепитие

 

Когда дочка чуть подросла, мы каждый месяц стали устраивать необычные чаепития. Каждое из них было посвящено какому-то празднику в той или иной англоязычной стране. Мы вместе делали угощение (конечно, в процессе готовки я называла посуду и продукты по-английски, а дочка угадывала и подавала нужное), украшали комнату, рисовали флаг соответствующей страны, сервировали стол, одевались в нарядную одежду и пировали. Так мы знакомились не только с языком, но и с географией, этикетом, традициями и просто весело проводили время.

 

Интересное по теме: «Три важных факта о мозге ребенка».

 

Весёлый квест

 

Дочка уже свободно читала по-русски. Мы освоили английский алфавит, и, чтобы стимулировать её интерес к чтению, я устраивала квесты: малышке нужно было находить записочки, в которых указывался следующий предмет-тайник, а в финале её ждал сладкий сюрприз. Сначала это были просто слова, а потом описания предметов: «красный, круглый» (мяч), «зелёная прямоугольная» (книга) и т. д.

 

Конечно, мы регулярно смотрели мультфильмы, пели песенки, играли в настольные игры на английском языке. Главной моей целью было не заставить дочь выучить слова, а внушить ей любовь к языку, чтобы занятия английским ассоциировались у неё с чем-то весёлым, душистым и радостным, а не с занудной зубрёжкой. Сейчас, будучи школьницей, она с удовольствием занимается английским, придумывает свои способы заучивания слов и правил, не боится говорить на другом языке. А недавно начала сама, по фильмам и приложениям, изучать французский.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.