Мамы большого города > Безопасность ребенка в автомобиле: мифы и реальность

17.09.2015

Безопасность ребенка в автомобиле: мифы и реальность

citymoms.ru

Пишем о том, что интересно и важно для сознательных родителей (особенно мам). Естественное родительство, ЗОЖ, психология, интервью с успешными мамами. Подписка на дайджест самого интересного за неделю — внизу статьи.


Как не надо перевозить ребенка в машине? Какое автокресло подойдет именно вам и почему? Можно ли ездить в авто с малышом в слинге? Ответы на эти и многие другие вопросы о детской автобезопасности — в статье, подготовленной на основе личного и профессионального опыта Софьи Беловой, многодетной мамы, чемпиона области по трофи-рейдам в классе «Стандарт» 2013 г., штурмана в трофи и пилота третьей категории в ралли. Человек знает, о чем говорит!

 

ВЫБИРАЕМ НОВОЕ АВТОКРЕСЛО

 

1. Какое автокресло считать хорошим?

 

Зачастую можно услышать мнение, что все автокресла одинаково полезны. Что любое автокресло — это пластмасса и в случае серьезного ДТП (не важно, дорогое или дешевое) не спасет. Это далеко не так.

 

Существует международная методика сертификации автокресел, список нормативов, которым должно отвечать хорошее автокресло. Этот список постоянно обновляется и дополняется, а каждое сертифицированное кресло несет на себе соответствующую маркировку. Ее можно увидеть на автокресле при покупке.

 

фото: women-liked.ru

фото: women-liked.ru

 

В 2014 году действовал список нормативов ECE R44/04. В 2015 году параллельно введен стандарт i-Size. Благодаря новому стандарту процесс выбора автокресла станет проще. Категории автокресел будут учитывать возраст и рост ребенка, а не только вес, как раньше. Кроме того, станет обязательным оснащение автокресла креплением ISOFIX.

 

фото: i.drom.ru

фото: i.drom.ru

 

Само по себе это крепление не делает автоперевозку ребенка более безопасной, однако влияет на точность установки автокресла в машине. Если в вашей машине нет ответных креплений к автокреслу с ISOFIX, не стоит бежать покупать новенькое авто. Просто отнеситесь более внимательно к установке автокресла с помощью штатного ремня безопасности.

 

Автокресла проходят независимые испытания (краш-тесты) в специальных тестовых лабораториях. Германская лаборатория ADAC — наиболее надежная из всех компаний-тестеров. Она тестирует автокресла жестче, чем требуется согласно международным нормам. К примеру, лобовой удар немцы проводят на скорости 64 км/ч, боковой — на 50 км/ч. Универсальное кресло испытывается во всех положениях и с манекенами всех возрастных категорий, предусмотренных инструкцией к автокреслу. Только представьте себе, сколько новеньких автокресел необходимо разбить для объективной оценки одной марки кресла!

 

 

Примечательно, что общий балл по итогам тестирования выставляется по наихудшему результату. Иными словами, если автокресло замечательно «держало удар», но при этом не прошло тест на экологичность, то автокресло будет считаться не прошедшим краш-тест.

 

2. Классификация автокресел, и какое выбрать вам?

 

Группа 0.

Автолюлька для новорожденного. Отдаленно она напоминает люльку обычной коляски. Качественные представители этой категории автокресел встречаются крайне редко. Наиболее яркий представитель этой группы, когда-либо проходивший краш-тест, — автолюлька Romer.

 

фото: mydetstvo.ru

фото: mydetstvo.ru

 

Минусы модели: ребенок пристегивается исключительно в положении лежа, и в связи с этим автолюлька имеет ограниченный срок использования. Кроме того, автолюлька занимает два места в машине, что не всегда удобно.

 

В остальном автолюлька Romer — это надежная защита малыша, пятиточечный ремень безопасности, возможность поставить автолюльку на шасси от обычной коляски.

 

Группа 0+, до 13 кг.

В этой категории представлены классические автолюльки для детей с рождения до года. Они имеют ковшеобразный корпус, пятиточечные ремни безопасности, удобную ручку для переноски ребенка.

 

фото: 51.img.avito.st

фото: 51.img.avito.st

 

Устанавливается такое автокресло лицом против хода движения. Данное положение автолюльки поможет избежать опасной нагрузки на шейный отдел позвоночника малыша в случае внезапного рывка. Кстати, в Швеции законодательно запрещено перевозить детей до трех лет лицом вперед.

 

Добавим, что автокресла категории 0+ удобнее эксплуатировать с базой. Она повышает устойчивость автокресла, а также позволяет устанавливать автокресло в один клик.

 

фото: i3.imgbb.ru

фото: i3.imgbb.ru

 

Голова ребенка в автокресле данной возрастной категории может выходить за верхний край кресла, но не дальше границы уровня глаз ребенка.

 

Группа 0–1, до 18 кг.

Автокресла этой категории располагаются как по ходу движения, так и против. Они также имеют пятиточечные ремни безопасности. Кресло стационарно, что не всегда бывает удобно. Отлично подойдет для крупных малышей, когда ребенок весит достаточно много, но по возрасту еще не проходит в следующую категорию автокресел.

 

Группа 1, от 9 до 18 кг.

Автокресла для уверенно сидящих детей. В этой категории автокресел у родителей появляется выбор: пятиточечные ремни безопасности или энергоемкий столик. Располагаются эти кресла лицом по ходу движения.

 

Группа универсальная, 1, 2, 3, от 9 до 36 кг.

Автокресло сразу на три возрастных категории. Существенный минус: крайне мало безопасных моделей в данной категории. Сложно создать автокресло, одинаково безопасное как для годовалого, так и для двенадцатилетнего ребенка.

 

фото: im1-tub-ru.yandex.net

фото: im1-tub-ru.yandex.net

Группа 2–3, от 15 до 36 кг.

Автокресла этой группы пристегиваются штатным ремнем безопасности. Они предназначены для детей от трех до двенадцати лет.

 

Группы 3 (бустер)

Приспособление, имеющее право на существование с некоторыми оговорками. Представляет собой сиденье без спинки, оснащенное направляющими для штатного ремня безопасности. При использовании бустера важно помнить, что боковая защита отсутствует, бустер желательно устанавливать посередине заднего сиденья (дальше от дверей машины). Помните: бустер не заменит хорошее автокресло!

фото: im0-tub-ru.yandex.net

фото:
im0-tub-ru.yandex.net

 

Добавим, что установка автокресла группы 0+ на переднее сиденье автомобиля разрешена, но с одним обязательным условием: подушка безопасности должна быть отключена (!). Точно такое же правило касается автокресел других групп. Сиденье, на котором установлено детское автокресло, должно быть отодвинуто как можно дальше от подушки безопасности. Хотя, как и в первом случае, основная рекомендация — отключить подушку безопасности.

 

АВТОКРЕСЛО «С РУК» — МОЖНО ЛИ?

Действительно качественные автокресла стоят дорого. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы взять автокресло б/у. При покупке такого автокресла обязательно снимите чехол, осмотрите каркас на предмет трещин. Даже самые незначительные повреждения — повод предположить, что кресло побывало в ДТП. А это уже веская причина для отказа от покупки.

 

Если необходимое вам автокресло вы нашли по объявлению в другом городе, не стесняйтесь попросить свежие фото каркаса кресла. Ответственный продавец выполнит эту просьбу. Все мы родители, а забота о малышах объединяет.

 

ВРЕДНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

 

Наравне с автокреслами разной степени полезности в России продаются так называемые альтернативные приспособления для перевозки детей. В лучшем случае они не приносят вреда ребенку, в худшем — могут стать причиной серьезных травм.

 

1. Коляски 3 в 1.

 

Конечно, в самой коляске ничего ужасного нет. А вот универсальная люлька, короб, который производители предлагают использовать для перевозки детей, — не выдерживает никакой критики (тем более — краш-тестов).

 

Младенец в таком коробе фиксируется максимум широкой эластичной лентой на липучке. Никаких валиков, энергопоглощающих вставок в люльке не предусмотрено. Люлька просторная, и в случае бокового столкновения младенец беспрепятственно бьется о борта короба. В случае лобового столкновения — попросту вылетает!

 

 

Для сравнения — безопасный Romer:

 

2. Треугольники «ФЭСТ» (стяжки, фиксаторы на штатный ремень безопасности).

 

В 2011 году немцам предложили протестировать треугольники «ФЭСТ», стяжки, фиксаторы и т. д. Суровые мужчины, занимающиеся краш-тестами свыше 17 лет, отказались предоставлять для тестирования манекен. Такая кукла, оснащенная датчиками, — вещь недешевая. Из подвала принесли устаревшую и списанную модель ребенка, которая и стала жертвой «альтернативных приспособлений».

 

В результате испытаний выяснилось, что штатный ремень безопасности оставлял какой-то шанс манекену, тогда как благодаря стяжкам, треугольникам и т. д. манекен получал тяжелейшие травмы. В момент столкновения нижняя стропа штатного ремня безопасности, притянутого треугольником «ФЭСТ» на уровень живота, травмировала брюшную полость. Кроме того, имел место ужасающий эффект «подныривания» и как следствие — нагрузка на грудь, несовместимая с жизнью.

 

3. Слинг.

 

Слинг не предназначен для перевозки детей в автотранспорте. Это официальная позиция Лиги слингоконсультантов, и мы с ней полностью согласны. Никакая скорость реакции мамы не спасет младенца в слинге от травм в случае ДТП.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В МАШИНЕ

 

1. А надо ли пристегиваться?

Странный вопрос, не правда ли? Однако когда мы говорим о необходимости пристегивания пассажиров в машине, все отчего-то думают, что вопрос пристегивания — это вопрос личной безопасности. На видео внизу (Внимание! Видео не рекомендуется к просмотру беременным и кормящим женщинам!) наглядно показано: непристегнутый человек в машине — это снаряд весом от 50 кг и выше, который в случае ДТП будет неконтролируемо перемещаться по салону. К примеру, встреча младенца, расположенного по всем правилам в автокресле, с таким «летающим снарядом» может оказаться фатальной.

 

Таким образом, абсолютно все люди в машине должны быть пристегнуты. В противном случае они, сами не желая этого, могут оказаться причиной тяжелых травм других пассажиров.

 

 

2. Кабачки в машине — зона повышенного внимания.

 

Этот пункт — логичное продолжение предыдущего. Все предметы в машине должны быть надежно зафиксированы или сложены в багажник. Термос с чаем, забытый на полочке у заднего стекла, в момент столкновения превращается в снаряд весом 1–2 кг. Ускорение и хаотичное перемещение в замкнутом пространстве машины такого снаряда дает очень неприятный результат. Проще говоря, представьте удар по затылку с разгона.

 

Все сказанное выше относится к любым предметам, будь то картошка с любимого огорода, школьный рюкзак или дамская сумочка. Вес безобидного предмета, помноженный на ускорение, — это серьезная угроза жизни и здоровью!

 

3. Почему нельзя ездить в верхней одежде?

 

Ребенок в автокресле должен располагаться без тяжелой верхней одежды. «Холиварное» утверждение для страны, в которой минимум полгода царит зима, но факты, как известно, — вещь упрямая.

 

Вспомним школьный курс физики. Энергия удара равна массе тела, помноженной на ускорение. Иными словами, чем дальше ремни безопасности от тела ребенка (плохо затянуты, мешает толстая куртка и т. д.), тем более сильный удар разогнавшегося тела примут на себя ремни безопасности в случае ДТП. Плотно затянутые ремни безопасности гасят ускорение тела в самом начале, а объемная куртка позволяет телу разогнаться и получить удар.

 

Плотно затянуть ремни на тяжелой верхней одежде вряд ли получится. Во-первых, ремни автокресла будут попросту скатываться с плеч, во-вторых, останется незаметная глазу прослойка воздуха в плотной одежде, которая в случае ДТП не позволит ремням безопасности сработать четко.

 

Как же быть?

 

Для маленького ребенка существуют конверты с прорезями для ремней безопасности. Ребенок помещается в легком боди или костюме в автокресло, надежно фиксируется, а конверт застегивается поверх ребенка в автокресле.

 

rebenok_v_kombeze

При использовании стационарного автокресла все немного сложнее. Как вариант, можно подождать, пока машина прогреется, и, раздев ребенка, посадить его в автокресло и плотно зафиксировать ремнями. Существуют также коврики-подогреватели в машину, работающие от «прикуривателя». Еще можно брать с собой в машину теплый плед и закутывать в него ребенка вместе с автокреслом. Выход можно найти, ведь речь идет о жизни и здоровье наших детей.

 

Подведем небольшой итог. Конечно, нельзя каждый раз собираться в поездку, как в бой. Однако простые правила, ответственный подход к выбору автокресла — это важно. Культура вождения в нашей стране не настолько высока, чтобы чувствовать себя в безопасности даже при соблюдении ПДД.

 

Удачи на дорогах!

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.