Мамы большого города > Материнство > Воспитание > Четыре шага к самостоятельности младшего школьника

26.09.2019

Четыре шага к самостоятельности младшего школьника

Галия Шурупова

Замужем, у нас две доченьки. Психолог, HR-специалист, соавтор проекта для родителей в Инстаграме


Четыре шага к самостоятельности младшего школьника«В нашей семье – первоклассник!» – с гордостью думают родители семилетки. Ребёнок знакомится с новыми правилами, привыкает к школьному режиму, и родители ожидают от него самостоятельности: чтобы мог сам разогреть еду, прибрать комнату, сделать уроки, сложить портфель. Но как быть, если первоклашка не делает ничего без напоминания? На помощь придёт простая, но эффективная методика – канбан-доска.

 

Дети в 2–3 года, словно котята, носятся и резвятся, перебегая из комнаты в комнату, на ходу забывая намеченный план игры. Взрослых только радуют детское любопытство, озорство и постоянное переключение внимания с одного предмета на другой.

 

Но то, что умиляет в два года, для первоклашки может оказаться проблемой. От семилетки мы ожидаем самостоятельности, усидчивости и ответственности. В какой-то момент я поняла, что традиционные методы (разговоры, напоминания, списки) не помогают и моя дочь-первоклассница ничего без подсказки не делает. Я много читала о том, как привить ребёнку трудолюбие и независимость. А волшебное средство нашла в своей профессиональной деятельности, среди инструментов менеджмента.

 

Четыре шага к самостоятельности младшего школьника

 

Канбан-доска как средство развития самостоятельности

 

В современных компаниях, чтобы персонал работал эффективно и при этом получал удовольствие от своей деятельности, внедряются всевозможные методики. В частности, в производственной системе Toyota используется наглядная методика – канбан-подход (от японского «кэнбэн» – вывеска, щит). Инструмент, который в ней применяется, – так называемая канбан-доска – приобретает все большую популярность в мире, в том числе в России.

 

Канбан-доска представляет собой щит, поделенный на три части: «Надо сделать», «В работе / Делается», «Сделано». Методика доказала свою эффективность в управлении персоналом:

 

– Сотрудник самостоятельно или вместе с руководителем ставит перед собой задачи.

 

– Процесс их выполнения отражается на доске в режиме реального времени.

 

– Обычно задачи записываются на стикерах и перемещаются по зонам доски.

 

– Любой участник команды точно знает, что, когда и как нужно сделать для достижения общей цели.

 

– Наглядно видны простои и проблемные места.

 

Более подробно я познакомилась с этим инструментом на обучении у Ари ван Беннекума (Нидерланды), одного из авторов Манифеста Agile. Ари рассказал, что в воспитании сына активно использует технологии управления персоналом, в том числе канбан-доску.

 

Интересное по теме: «Достигатор: вырабатываем полезные привычки у детей».

 

Как я применила канбан-доску

 

Я внедряла канбан-доску в четыре этапа.

 

1. Мотивация

 

Я предложила дочке поиграть в интересную игру, заранее подготовив канбан-доску с кармашками «Надо сделать», «Делаю», «Сделано» и нарезав полоски бумаги по размеру кармашков.

 

Четыре шага к самостоятельности младшего школьника

 

2. Постановка задачи

 

Вместе с дочкой мы составили список дел. Сначала она называла их без моей помощи, а потом мы поговорили и добавили ещё несколько пунктов. Здесь важен был диалог, чтобы ребёнок понимал, какую выгоду принесёт ему выполнение каждой задачи. Бесполезные с точки зрения дочери дела мне пришлось убрать.

 

Мы записали все задания фломастерами на полосках бумаги и приступили к игре.

 

Сначала дочь выбрала самые интересные дела – «гулять», «читать загадки», «поливать цветы». Я попросила её выбрать ещё несколько пунктов, с которыми она справится в течение дня. Так, в наш первый кармашек «Надо сделать» мы положили:

 

– Собрать портфель.

 

– Погладить пелёнки младшей сестры.

 

– Сходить за хлебом.

 

– Навести порядок в прихожей.

 

– Помыть посуду.

 

– Сделать домашнее задание (музыкальная школа).

 

Интересное по теме: «Секреты самостоятельности моих детей».

 

3. Выполнение

 

Когда дочь увидела такое количество заданий, игра ей стала нравиться меньше. И я поняла, что в первые несколько дней нужно выбирать не более 5–7 небольших дел.

 

Полоски бумаги с заданиями стали постепенно перекладываться в средний кармашек «Делаю», а потом весело перепрыгивать в кармашек «Сделано». На этом этапе я старалась поощрять и хвалить дочь, громко считая количество «сделанных дел».

 

4. Анализ

 

С короткими заданиями: полить цветы, помыть посуду и т. д. – метод работал безотказно. А вот к большим делам, которые состояли из множества других, применять канбан-доску оказалось сложнее. И мы стали дробить действия. Например, вместо «Выполнить домашнее задание для музыкальной школы» появились «Поиграть гаммы», «Выучить правила по сольфеджио», «Выучить слова песни»…

 

Результаты эксперимента

 

Задумывая этот небольшой эксперимент с канбан-доской, я планировала, что примерно месяц уйдёт на то, чтобы дочь привыкла к доске. Однако игра её увлекла. Дочке было приятно осознавать свою самостоятельность. Конечно, некоторые крупные задания долго висели в кармашке «Делаю». Например, «Прибрать полку с конструктором Лего». На тот момент мне казалось, что сваленные в кучу 10–15 наборов конструктора – это катастрофа. Но позже, когда мы стали выполнять сложные задания сообща, этот листочек вместе с остальными перебрался в заветный последний кармашек.

 

Я заметила, что незаконченные дела стали тревожить дочь. И тогда мы придумали кармашки по дням недели. Договор у нас был такой: сложные или нелюбимые занятия мы распределяем по дням недели. И это сработало: тревога ушла, а дочь старательно осваивала навыки планирования.

 

Как канбан-доска развивает самостоятельность младших школьников

 

Ребёнок сам отслеживает динамику поставленных и выполненных задач.

 

Сложные задачи первоклашка разбивает на простые, а успешное выполнение заданий повышает его самооценку. В результате ребёнок сам оценивает свой труд, и ему не требуется постоянное поощрение со стороны.

 

Ребёнок каждый день мысленно распределяет дела: интересно – скучно, сложно – просто, быстро – долго. Так он учится анализировать свою деятельность.

 

Самостоятельность как качество личности формируется постепенно. Сначала ребёнок опирается на внешний инструмент – доску, а позже, освоив навыки планирования, применяет их уже во внутренней мыслительной деятельности. Это подобно тому, как дети учатся считать: сначала на палочках, а потом в уме.

 

Впереди ещё один учебный год. Нас ждут очередные задачи и новые возможности использовать канбан-доску и другие эффективные инструменты менеджмента. Мы с удовольствием будем делиться идеями и находками.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.