Мамы большого города > Материнство > Грудное вскармливание > Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

12.12.2016

Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

Эля Бутовецкая

Я замужем, и у нас в семье трое детей. Живу в двух странах, руковожу сетью зоомагазинов. С удовольствием делюсь опытом и учусь у других. Я верю: то, о чем мы думаем, всегда сбывается.


фото: Эля Бутовецкая

фото: Эля Бутовецкая

Я в традиционном (педиатрическом) прикорме ничего не поняла. Почему кто-то начинает с овощей, а кто-то с фруктов. Где логика в их вводе? Как знать, что за чем? Почему кто-то рекомендует начинать с броколли, а потом цветная капуста, а кто-то с картофеля, а потом можно и морковь. Как понять, что ребёнок имеет реакцию: это на нововведенное яблоко или на старую грушу. И что отменять? А почему по одной чайной ложке. А если просит, то дать две? А если не хочет есть, то как вводить?

 

Педагогический прикорм (педприкорм) как альтернатива

 

В общем, лавина вопросов не давала мне покоя, а интернет давал только разнообразные ответы на них, что ещё больше вносило существенный вклад в ту самую лавину вопросов, грозящую стать айсбергом между мной, ребёнком и едой.

 

Мне нужно было что-то простое. Удобное. Естественное. Без больших временных затрат. Для меня, кстати, мысль готовить три пюре в день, была сложно реализуемой. Как в мозгу, так и наяву. А ещё терзала мысль о том, как же жили мамы до появления армии разноцветных баночек с пюреобразным содержимым. Необходимость же помнить, что малышу можно, а что нет, выбивала меня из моей творческой колеи и требовала ненужного для меня порядка. А как-то тщательно приготовленное пюре из картошки, предварительно вымоченной в воде, и отвергнутое моей дочерью с первой ложки, говорило о том, что нужно искать новое решение проблемы прикорма.

 

Однажды я увидела сообщение от одной мамы на форуме, которая бодро интересовалась, все ли дети в нашей мамской тусовке перешли на педприкорм. Получив от неё краткое, но емкое разъяснение, я пошла бороздить просторы Интернета на эту тему. И передо мной открылась логика.

 

Логика плавной адаптации ребёнка в повседневную жизнь. Логика взаимоотношений родителей и ребёнка, где родители — пример, а малыш следует за ними. Где у мамы — ведущая роль и есть масса инструментов, как помочь, подсказать и направить. И самое главное — как можно сформировать правильное пищевое поведение. Чтобы был аппетит, чтобы ел, когда проголодался, чтобы не надо было уговаривать и подносить ложки ко рту (это меня очень пугало, перспектива сидеть рядом с чинным малышом и в такт его гастрономических желаний незамедлительно предлагать ему ложку, наполненную едой). Чтобы мог поесть то, что хочется сейчас, иметь возможность выбора, а не то, что приготовила мама в качестве однокомпонентного пюре). Система, где не нужно помнить очередность вводимых продуктов, достаточно плавно знакомить со всеми, кроме некоторых ограничений.

 

фото: Эля Бутовецкая

фото: Эля Бутовецкая

Как начинать педагогический прикорм — наш опыт

 

Итак, я решилась. Решалась, кстати, долго. Вообще в тот момент мне, после 6 месяцев тотального грудного вскармливания, казалось странным, что ребёнок может есть ещё что-то, кроме молока. Но к концу 7 месяца я решилась. Давать по чуть-чуть. 3 минигорошины каждого продукта из маминой тарелки. И процесс пошёл! Малыш радостно жевал то, что дают в микродозах, просил ещё, а ему не всегда давали. Создавалась ценность еды. А потом был переход с микродоз на горошины. Но там уже мне было не страшно. Также небольшие перекусы в виде фруктов или хлебобулочных изделий добавляли мне уверенность в том, ребёнок плавно входит в мир питания, знаком с разными продуктами и может выбирать. Потому что тенденции личных пристрастий в еде появились через некоторое время и выклянчивание то огурца, то макарон было обычным делом.

 

Педприкорм и сопутствующие навыки

 

После знакомства с миром еды мы перешли на знакомство с этикетом. У старшей ( в тот момент единственной) дочери появилась табуретка, на которую всегда ставилась тарелка с прибором. На тарелку добавлялись кусочки еды из того, что предлагалась взрослым. Малыш ел, знакомился с приборами. Приборы я предлагала всегда. До 1,8 они были не нужны. Потом ребёнок их взял и стал ими есть. Все неприличные действия по разбрасыванию и размазыванию продуктов пресекались выдворением хулигана из-за стола. Так я показывала, что это поведение нежелательно.

 

Для меня система педприкорма оказалась идеальным решением для интеграции ребенка в систему питания и формирования правильного пищевого поведения. Мне очень нравятся правила этого подхода: еду не предлагать специально, создавать некоторый ажиотаж вокруг еды, прямая интеграция ребёнка в ту пищевую систему, в которой живёт семья. Конечно, здесь есть важные правила. Это должно быть под прикрытием грудного молока и чётким знанием, с какими продуктами не стоит знакомить малыша на данном этапе. Основными нежелательными гостями в желудке у малыша являются молоко, сок, чай и кофе, бобы, морская рыба и морепродукты, грибы и орехи (пожалуйста, перед использованием этого подхода, получите и изучите подробную инструкция по ограничениям в продуктах).

 

Система плавного знакомства от микродозы до кусочков давала мне уверенность в том, что знакомство желудка и еды будет постепенным, так ферментная система сможет подстроиться к новым пищевым вызовам времени.

 

Педприкорм и пищевые традиции в семье

 

А ещё эта система помогла мне посмотреть по-другому на питание в семье и отношение к себе. Я помню ехидный вопрос на форуме, где спрашивающий интересовался тем, а что делать, если мама ест «Доширак» — тоже давать ли ребёнку? Ответ консультанта я помню до сих пор: «Если вы считаете это правильной пищей для себя, то почему это не может быть правильным питанием для ребёнка?». Это показало мне то, что ребёнок вырастает в семье, и отношение родителей к себе — первично.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.