Мамы большого города > Материнство > Воспитание > Как перестать вести себя с ребенком так, как вели себя мои родители со мной?

28.03.2016

Как перестать вести себя с ребенком так, как вели себя мои родители со мной?

Надежда Железняк

Практикующий психолог, ведущая авторских семинаров по семейной психологии. Неидеальная мама.


funny-old-womenДавно известно, что дети подражают родителям. Это заложено в нас природой благодаря зеркальным нейронам (подробнее об этом — в статье о новорожденных). Активность этих нейронов «отражает» активность нейронов другого человека. Именно эта система участвует в процессе обучения через подражание. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что повторяет слова за родителями. В полтора года ребенок уже пытается накормить куклу из ложечки, как делает это мама с ним самим. То есть копирует модели поведения. Наглядный пример имитации: мы зеваем в ответ на зевание собеседника или кормим малыша и сами открываем рот. Мы делаем это не в целях воспитания, а интуитивно, дабы ребенок копировал наше поведение и все-таки съел уже эту брокколи.

 

Руководитель одного интересного исследования профессор Марк Нильсен дал детям бушменов коробку и показал, как можно ее открыть наиболее сложным способом. Он включал в себя множество бесполезных действий (вроде потряхивания и стука об стенку). Нильсен также предложил детям самим придумать другие способы.

 

«Мы наблюдали странный феномен, при котором дети в точности повторяли все мои действия, хотя они прекрасно понимали, что некоторые поступки взрослого были лишними и бессмысленными», — заявил профессор Нильсен.

 

Получается, что подражание родителям — это важный биологический процесс, при помощи которого ребенок познает этот мир, учится взаимодействию с другими людьми. Однако это обоюдоострый инструмент. Ведь ребенок лишен критического мышления, а значит, копирует поведение близких без учета того, насколько оно полезно для его дальнейшей жизни. То есть ребенок усваивает определенные убеждения и установки, «не прожевав и не распробовав», вкусно ли, полезно ли. А потом сам становится взрослым и подчиняет свою жизнь этим же самым интроектам.

 

Интроект — (от лат. intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу») это бессознательный процесс, включение человеком в свой внутренний мир взглядов, мотивов и установок других людей. Термин «интроекция» имеет психоаналитические корни и был введен психологом Шандором Ференци в 1909 году. Важной составляющей интроектов является то, что они не осознаются, то есть критическое осмысление этих установок находится вне зоны понимания человека.

 

Например, папа повторяет сыну: «Настоящий мужчина должен страдать, но делать». Мальчик вырос. Старательно страдает, «но делает». Причем что именно «делать», папа не уточнял, поэтому сын сам начал встраивать в это суждение уже новые интроекты. Например, когда-то услышанное от романтической мамы-филолога: «Жизнь — Родине, сердце — даме». Вот он страдает, рискует жизнью и занимается всяческим жертвоприношением. Здесь еще часто наслаиваются сыновние ожидания: мол, буду страдать, скрипеть зубами, может, тогда папа или мама наконец оценит меня.

 

Как же обезопасить своего ребенка от подобных родительских установок?

 

В первую очередь — разобраться со своими. Есть ведь и такие интроекты, которые передаются из поколения в поколение. Из недавнего: «Я работаю, как каторжница. Ведь только так можно заработать». Десятилетия назад это убеждение помогало прадедушке выжить на реальной каторге, а деньги и способ их зарабатывания не радуют клиентку уже в XXI веке.

 

Для работы с интроектами первым делом стоит их выловить, — это, кстати, одна из самых сложных задач. Именно на этом этапе может быть полезна работа с психологом. Ведь, как известно, «лицом к лицу лица не увидать», большое видится на расстоянии.

 

Представим, что убеждение найдено, дальше — анализируем его и смотрим, полезно ли оно нам сейчас.  Начинаем «разжевывать» его, наблюдаем за «вкусовыми» ощущениями, то есть нашими эмоциями в связи с этим.

 

Бывает и такое, что интроект оказывается полезным и актуальным. Например, бабушка говорила внучке: «Если у тебя что-то украли, порадуйся и скажи: «Господи, спасибо, что взял деньгами». Чем не убеждение? Однако именно оно может помочь в сложной жизненной ситуации.

 

Хотим мы того или нет, наши дети будут впитывать наши убеждения и образ мыслей. Все, что мы можем в этой ситуации, — проработать наше «родительское наследство», а главное — осознанно относиться к своей жизни. Вести с ребенком диалог, уделяя особое внимание иному образу мыслей, нежели наш, ведь именно тогда у ребенка появится выбор.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.