Мамы большого города > Материнство > Воспитание > Важный тест на определение компьютерной зависимости у ребенка

19.05.2016

Важный тест на определение компьютерной зависимости у ребенка

Елизавета Ниутанен

Клинический психолог, специалист по детско-родительским отношениям и интернет-зависимости, соавтор книги об интернет-зависимости


фото: detki-pogodki.ru

фото: detki-pogodki.ru

В прошлых статьях мы рассмотрели основные признаки и симптомы компьютерной зависимости, а также особенности интернет-пространства, которые делают его столь привлекательным. Сегодня я хотела бы познакомить вас с самыми распространенными тестами, которые позволяют быстро выявить наличие (или отсутствие) причин для волнений.

 

На данный момент в России для этих целей используются два теста. Одному из них на данный момент уже более 20 лет! На русский язык он был переведен и адаптирован «всего лишь» 17 лет назад. Это так называемый тест Кимберли Янг. Найти его в Интернете не составит труда. Однако, как легко догадаться, за эти годы тест успел порядком устареть, ведь в отношении мобильных и интернет-технологий за последние 20 лет очень многое изменилось.

 

Другой тест, гораздо менее популярный и известный в Интернете, но пользующийся значительно большим доверием у специалистов, — тест Чена в адаптации Феклисова. Забавная история с названием теста заключается в том, что автором его, совершенно неожиданно для переводчиков теста на русский, оказалась женщина. Выяснилось это спустя несколько лет после перевода теста, многочисленных публикаций и «закрепления» за тестом его имени. Так что правильный перевод названия был бы «Тест Чен», но об этом знают немногие.

 

Поскольку для большинства читателей более актуален вопрос определения зависимости у ребенка, а не у себя, я предлагаю вашему вниманию особый вариант теста, вопросы в котором, помогут вам справиться именно с этой задачей. Прошу обратить внимание, что в таком виде этот тест является субъективным показателем, для получения объективных данных человек должен отвечать на вопросы самостоятельно.

 

Шкала Чена Инструкция: Ниже приведен список вариантов занятий или описание ситуаций, связанных с Интернетом, с которыми могли бы согласиться люди, имеющие опыт пребывания в сети. Пожалуйста, прочитайте каждый из них внимательно, и отметьте галочкой тот ответ, который, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, наиболее точно отражает характер пребывания в Интернете Вашего ребенка за последние 6 месяцев. Вам предлагаются 4 варианта ответа: от наименее, к наиболее подходящему. Пожалуйста, отметьте только один ответ для каждого пункта и не пропускайте ни одного пункта.
  1. совсем не подходит
  2. слабо подходит
  3. частично подходит
  4. полностью подходит

1. Мне и другим взрослым кажется, что ребенок проводит слишком много времени в Интернете.
2. Мне кажется, мой ребенок чувствует себя некомфортно, когда не бывает в Интернете в течение определенного периода времени.
3. Я замечаю, что мой ребенок все больше и больше времени проводит в сети.
4. Я замечаю у ребенка повышенное беспокойство и раздражение, когда Интернет отключен или недоступен.
5. Я замечаю прилив энергии и сил у ребенка, когда он онлайн, несмотря на чувствовавшуюся ранее усталость.
6. Ребенок остается в сети в течение более длительного периода времени, чем намеревался, хотя я и планировал только «зайти на минутку».
7. Хотя использование Интернета негативно влияет на отношения с другими людьми, количество времени, потраченного на Интернет, остается неизменным.
8. Несколько раз (>1) ребенок спал менее четырех часов из-за того, что «завис» в Интернете.
9. За последний семестр (или за последние 6 месяцев) ребенок стал гораздое больше времени проводить в сети.
10. Ребенок переживает или расстраивается, если приходится прекратить пользоваться Интернетом на определенный период времени.
11. Ребенку не удается преодолеть желание войти в сеть.
12. Я Замечала, что ребенок предпочитает выйти в Интернет вместо личной встречи с друзьями.
13. У ребенка болит спина или есть другого рода физический дискомфорт после сидения в Интернете.
14. Мысль зайти в сеть приходит первой, когда он просыпается утром.
15. Пребывание в Интернете привело к возникновению у ребенка определенных неприятностей в школе.
16. Мне кажется, пребывая вне сети в течение определенного периода времени, ребенок ведет себя так, как будто упускает что-то важное.
17. Его общение с членами семьи сокращается из-за использования Интернета.
18. Он меньше отдыхаю из-за использования Интернета.
19. Даже отключившись от Интернета после выполненной работы, у него не получается справиться с желанием войти в сеть снова.
20. Его жизнь была бы безрадостной, если бы не было Интернета.
21. Пребывание в Интернете негативно повлияло на его физическое самочувствие.
22. Он старается тратить меньше времени в Интернете, но безуспешно.
23. Для ребенка становится обычным спать меньше, чтобы провести больше времени в Интернете.
24. Ему необходимо проводить всё больше времени в Интернете, чтобы получать то же удовлетворение, что и раньше.
25. Иногда у него не получается поесть в нужное время из-за того, что он сидит в Интернете.
26. Мой ребенок часто выглядит усталым днем из-за того, что ночью сидел в Интернете.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.