Мамы большого города > Материнство > Воспитание > Все ли зависит от воспитания, или гены играют большую роль?

14.03.2016

Все ли зависит от воспитания, или гены играют большую роль?

Надежда Железняк

Практикующий психолог, ведущая авторских семинаров по семейной психологии. Неидеальная мама.


фото: exidna.com

фото: exidna.com

Сегодня даже профессию ребенку предлагают выбрать исходя из генетических особенностей еще в раннем детстве. Значит ли это, что «все уже заложено природой» и это — как судьба, которую «не дано изменить»? Или гены — это всего лишь вероятный прогноз, который может и не сбыться?

 

Вначале о том, как же происходят эти самые генетические исследования. Это важно для понимания темы.

 

Для участия в исследовании нужны как минимум двое, то есть те, кого и будут сравнивать. А теперь еще представим, что набор генов у испытуемых должен быть практически идентичен. Нелегкая задача? Кто же это может быть? Конечно же, близнецы, причем однояйцевые.

 

Обо всем по порядку. Итак, монозиготные (однояйцевые) близнецы получаются при оплодотворении единственной яйцеклетки одним сперматозоидом. Затем образовавшаяся зигота начинает делиться, и в результате получаются самостоятельные эмбрионы. Поэтому такие близнецы генетически очень похожи. Они характеризуются большой степенью сходства по многим признакам, в отличие от дизиготных, которых в народе называют двойняшками.

 

Впервые использовать «близнецовый» метод предложил английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в 1876 году. По сей день этот способ анализа остается одним из самых популярных в генетических исследованиях. Ведь при одинаковом генотипе сходство близнецов обусловлено именно им. А существующие различия, соответственно, — воспитанием и средой.

 

Особенно интересны исследования разлученных в детстве однояйцевых близнецов. Ведь они парадоксально похожи! В то время как родные братья и сестры, выросшие в одной семье, демонстрируют большие различия. Конечно, важно упомянуть и тот факт, что родительский стиль воспитания может быть абсолютно различен даже в случае с близнецами.

 

В качестве примера схожести разлученных однояйцевых близнецов приведу практически хрестоматийное исследование «близнецов Джимов» (Jim twins), которые были разлучены сразу после рождения и встретились только спустя 39 лет (Источник: Wright, 1995 — статья «Двойная тайна» из журнала The New Yorker, № 7, 1995 год, автор: Лоуренс Райт). При встрече выяснилось, что каждый был дважды женат, причем и у одного, и у другого первую жену звали Линда, а вторую — Бетти. Джим Льюис назвал своего сына-первенца Джеймс Алан, а у его брата Джима Спрингера первого ребенка звали Джеймсом Алленом. В детстве у каждого была собака по кличке Той. Оба служили помощниками шерифа, а во время отпуска обычно отдыхали на одном и том же курорте во Флориде. Братья любили плотничать и оборудовали себе мастерские в подвальных этажах своих домов. Каждый сделал в своем саду скамейку вокруг дерева и покрасил ее в белый цвет. Совпали также сорта любимого пива и марки сигарет (они были заядлыми курильщиками). И, наконец, близнецы не любили бейсбол, чрезвычайно популярный в США вид спорта (Источник: Александров А.А. Психогенетика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008).

 

Более того, гены и правда очень связаны со средой и воспитанием. Ведь поведение родителей и их интеллектульный багаж, как правило, отражают их естественные предрасположенности. То есть родитель, зачитывающийся философскими трудами Канта и Гегеля, скорее всего, будет воспитывать ребенка в интеллектуально обогащенной среде. Гены это или воспитание? Гены и воспитание.

 

Когда мы говорим о «всевластии» генов, то рискуем попасться в ловушку снятия ответственности. Сразу вспоминается шутка, что только в России фраза «ты весь в отца» считается оскорбительной. Здесь ребенок может быть заложником эдакой навязанной роли, когда ему с детства говорят, что он «копия деда» со сложной судьбой. Или еще одна история: приемные родители отмахиваются от дочки-подростка, мол, что с нее взять, видно, «гены гулящей матери взяли свое»…

 

Каждому из нас при рождении достается определенный генетический багаж. Мы рождаемся с определенным цветом глаз и волос, склонностью к определенным наукам… Более того, мы рождаемся в определенном географическом месте, определенных социальных условиях. В нашем багаже — история сотен предков. Знаем ли мы, чьи именно гены проявятся у наших детей? Кстати, это один из вопросов, которые я задаю потенциальным усыновителям. Ведь у каждого в роду были люди с разными судьбами, с разными интеллектуальными и творческими способностями, с разным уровнем здоровья.

 

Поэтому здесь важно обратить внимание на то, как мы обращаемся с этим багажом-наследием, что говорим и транслируем детям о нем. Согласно законодательству мы вправе не вступать в наследство, если, например, не хотим выплачивать долги родственника. Значит ли это, что мы можем совершить подобный выбор и здесь? Мы можем говорить ребенку, что он обладает таким же тонким слухом, как его бабушка-пианистка, или таким же добрым сердцем, как дедушка-врач. А можем фиксировать внимание ребенка на более печальном опыте предшественников.

 

Здесь мне вспоминаются замечательные слова Людмилы Петрановской о «родовом проклятии»: «Фантазии о «проклятии» не вовсе на пустом месте возникли. Семейные терапевты много раз наблюдали, как трагические события или роковые выборы, имевшие место в жизни дедов и прадедов, сказываются на жизни их потомков… Никакой мистики здесь, наверное, нет. Просто, вырастая в ситуации, когда некоторые люди и темы окружены завесой умолчания или лжи, ребенок невольно фиксирует свое внимание на том, «о чем нельзя говорить и думать». Если можно говорить обо всем, кроме Х, и так годами, невозможно не вычислить Х. Кроме того, он растет с ощущением, что есть качества или поступки, за которые тебя могут «исключить» из семьи, сделать вид, что тебя и не было вовсе, отменить. А для любого ребенка это очень страшная мысль, она поселяет в его сердце тревогу. А что, если и со мной случится нечто подобное — меня тоже сразу разлюбят? Как узнать, пока не проверишь? И вот ребенок, от которого тщательно скрывали, что его отец — наркоман и умер вскоре после его рождения от передозировки, в свои пятнадцать вдруг начинает интересоваться темой наркотиков, ищет соответствующих друзей, словно задавая своим родным вопрос: и? Теперь вы сделаете вид, что и меня тоже никогда не существовало?» (Петрановская Л. «Дитя двух семей. Книга для приемных родителей»: М. : Класс, 2013).

 

Так гены ли это? Иди то самое стереотипное поведение, передающееся из поколения в поколение? Дети словно губки впитывают происходящее вокруг. Соответственно, впитывают и то, какие отношения выстраиваются между его близкими, какие темы болезненны для семьи, а что в ней и вовсе скрывают. Ребенок постепенно усваивает, как справляются родственники с жизненными трудностями, как решаются конфликты, каково отношение родителей к массе вопросов, наполняющих нашу жизнь.

 

«У осинки не родится апельсинка!» — намекая на наше сходство с ребенком, заметила дальняя родственница. Так все же, может, «осинка не воспитает апельсинку?». Откуда же она знает, как растут фрукты в совсем иных условиях?..

 

С каждым днем выявляются и исследуются все новые гены. Например, ген HMGA2. Исследуя генетические причины заболеваний головного мозга, невролог Пол Томпсон столкнулся с вариацией этого гена (исследование опубликовано изданием Nature Genetics). Ученые проанализировали данные более 21 тысячи человек. Оказалось, что коэффициент интеллекта у носителей двух С-вариантов гена (около 25%) получился в среднем на 1,3 балла выше, чем у носителей С- и Т-вариантов (50 %), и на 2,6 балла выше, чем у обладателей двух Т-вариантов. При этом важно понимать, что нет никакой гарантии того, что не будет найдено дополнительных групп генов, отвечающих за интеллект человека. То есть не существует какого-то одного-единственного гена, полностью влияющего на наш интеллект.

 

Наука постоянно движется вперед и, например, только недавно у исследователей появилась возможность рассмотреть геном человека полностью. В прошлом для сравнения наследственного материала родственников ученые брали лишь часть генома и, естественно, находили все новые взаимосвязи. Сегодня уже можно сравнивать геномы целиком. Поэтому ранее полученные данные могут быть некорректными и их придется полностью пересмотреть.

 

Этим и занялась группа ученых из Гарварда, Корнелла и других исследовательских институтов. Они опубликовали свое исследование в журнале Psychological Science. Ученые задались вопросом, действительно ли хоть один из обнаруженных генов интеллекта влияет на уровень IQ. Никакой достоверной корреляции связи генов и интеллекта обнаружено не было. Это неудивительно, сообщают исследователи. Даже рост человека зависит от сочетания тысяч генов, не говоря уже об умственных способностях.

 

Конечно, гены, вносят весомый вклад в нашу жизнь, характер, уровень здоровья и даже способности. Только вот взаимная любовь, умение наслаждаться жизнью, нравственность невозможно передать генетически. А главное, в наших силах повлиять не столько на характер ребенка, сколько на наши с ним отношения. Помните, несмотря на то, что заложено в наших детях природой, именно мы способны создать отношения истинной любви и близости в нашей семье. А это — не менее серьезный фундамент для их дальнейшей жизни.

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, упомянутой в статьях авторов.